Карта сайта
Поиск
Главная
Об организации
Общее собрание 2018
Арбитражные управляющие
Информация для вступления в организацию
Стажировка
Обучение
Законодательство о банкротстве
Аккредитация
Запросы о представлении кандидатур
"Вопрос - Ответ" о торгах в электронной форме
Публикации
Конференции и семинары
Полезные ссылки
Карта сайта
Форум

Журнал Арбитражный управляющий

Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу тяжелобольных детей
Письмо МНС РФ от 25.07.03 № СА-6-04/825 "О некоторых вопросах налогооблажения доходах арбитражных управляющих"

 Версия для печати

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

ПИСЬМО

от 25 июля 2003 г. № СА-6-04/825

 

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ДОХОДОВ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

 

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими запросами налоговых органов по применению отдельных положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) сообщает следующее.

1. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; является членом одной из саморегулируемых организаций. Названный Федеральный закон N 127-ФЗ вступает в силу в соответствии со статьей 231 Закона.

Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Арбитражный управляющий имеет право выйти из состава членов одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих и вступить в другую. Порядок возврата ранее уплаченного взноса в компенсационный фонд при выходе арбитражного управляющего из состава членов саморегулируемой организации Федеральным законом N 127-ФЗ не определен.

Статьей 21 Федерального закона N 127-ФЗ установлено, что статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Распоряжением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 21.11.2002 N 150-р "Об утверждении временного положения о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций" утверждено Временное положение о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Одним из оснований для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена. Таким образом, статьей 21 Федерального закона N 127-ФЗ для членов саморегулируемой организации - физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей по виду деятельности "арбитражный управляющий", определена только обязательная сумма разового взноса в компенсационный фонд данной организации в размере не менее 50 тыс. рублей.

Расходование средств компенсационного фонда имеет целевое назначение, а именно: компенсационный фонд предназначен для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих при исполнении ими обязанностей арбитражного управляющего (пункт 2 статьи 21 и пункт 2 статьи 22 Федерального закона N 127-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики - индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Пунктом 29 статьи 264 Кодекса установлено, что взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей, относятся к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу того, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный по виду деятельности в качестве арбитражного управляющего, может быть назначен арбитражным судом на должность арбитражного управляющего, если он является членом саморегулируемой организации, то фактически уплаченный взнос в компенсационный фонд следует рассматривать как обязательный, а также как условие для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего с отнесением его в состав профессиональных налоговых вычетов по элементу прочие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Пунктом 4 статьи 231 Федерального закона N 127-ФЗ установлено, что в течение года со дня вступления в силу названного Федерального закона могут быть утверждены арбитражным судом арбитражными управляющими в делах о банкротстве лица, не являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций.

На основании пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 127-ФЗ саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к арбитражным управляющим, желающим вступить в саморегулируемую организацию. Одним из таких требований может быть определение размера вступительного и (или) годового взноса, уплачиваемого арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию, определенных внутренними документами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Согласно пункту 34 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 Кодекса. Пунктом 2 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, вступительный и годовой взносы, уплаченные арбитражным управляющим с целью принятия в члены саморегулируемой организации, не включаются в состав профессиональных налоговых вычетов в целях уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а уплачиваются управляющим за счет средств, оставшихся после уплаты налога на доходы.

2. В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие, которые не имеют заключенных договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Учитывая, что страхование ответственности, которое арбитражный управляющий обязан заключить в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 127-ФЗ, является условием осуществления налогоплательщиком деятельности, то уплаченные суммы страховых взносов по договорам страхования ответственности за причинение вреда относятся в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на доходы согласно статье 263 Кодекса.

 

Действительный государственный

советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

С.Х.АМИНЕВ

22.10.2018
Внимание!!! Программы повышения квалификации октябре-декабре 2018 года.
08.10.18
По вопросу предоставления органами ЗАГС сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния по запросам арбитражных управляющих
01.10.2018
За получением информации о должниках - владельцах ценных бумаг арбитражный управляющий вправе самостоятельно обратиться к регистраторам и депозитариям
27.06.2018
Итоги Общего собрания членов Союза
20.06.2018
Аккредитация арбитражных управляющих в целях осуществления ими полномочий конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в деле о банкротстве застройщика
25.05.2018
ВАЖНО!!!
14.06.2018 г. состоится Общее собрание членов Союза
14.05.2018
Минтруд подготовил проект доклада президенту по вопросам ответственности реальных собственников организации-банкрота перед работниками


Союз менеджеров и антикризисных управляющих © 2003
Web-дизайн и программирование BELTI - Universal Communications © 2004