Постановление Президиума ВАС от 6.09.05 № 4275/05
Версия для печати
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ
Постановление
от 6 сентября 2005 г. N 4275/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Хачикяна А.М., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление государственного учреждения "Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2004 по делу N А72-4650/02-Ск334-Б и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - государственного учреждения "Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" - Барулина В.М., Безпрозванных А.С., Шишеня Е.Г.;
от открытого акционерного общества "Свияга" - Безгузов А.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Хачикяна А.М., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
В ходе осуществления процедуры банкротства - конкурсного производства, введенной Арбитражным судом Ульяновской области в отношении открытого акционерного общества "Свияга" (далее - должник) государственное учреждение "Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - отделение фонда) предъявило должнику требование о включении в реестр требований кредиторов первой очереди капитализированных платежей в размере 4 242 020 рублей 8 копеек, из них: 3 513 580 рублей 74 копейки для обеспечения ежемесячных страховых выплат (указанная сумма исчислена с использованием коэффициентов капитализации, зависящих от пола и возраста потерпевших), 728 439 рублей 34 копейки для оплаты дополнительных расходов на медицинскую и социальную реабилитацию потерпевших. Расчет суммы указанных платежей произведен отделением фонда согласно Методике расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 (далее - Методика).
Конкурсный управляющий направил в арбитражный суд возражения относительно требования отделения фонда, приложив к ним собственный расчет платежей, подлежащих, по его мнению, капитализации. Он полагал, что под капитализированными повременными платежами, упомянутыми в статье 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), понимаются только ежемесячные страховые выплаты без учета дополнительных расходов на социальную, медицинскую и профессиональную реабилитацию потерпевших; период капитализации установлен названным Законом. Поэтому размер требования отделения фонда по каждому из потерпевших конкурсным управляющим признан лишь в части величины, получаемой путем умножения размера ежемесячной страховой выплаты, установленного на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом, на период капитализации - до достижения потерпевшим возраста семидесяти лет, но не менее чем десять лет.
Определением от 22.09.2004 суд первой инстанции, признав правильными возражения конкурсного управляющего и представленный им расчет, включил в реестр требований кредиторов должника первой очереди требование отделения фонда частично (в размере 2 916 851 рубля 64 копеек); в отношении остальной части платежей заявленное требование оставил без удовлетворения.
Суд счел, что в части 1 статьи 135 Закона о банкротстве изложены специальные правила исчисления размера капитализированных платежей: капитализации подлежат повременные платежи, установленные на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и подлежащие выплате до достижения гражданином возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет; применение же повышающих коэффициентов и учет дополнительных расходов, связанных с социальной, медицинской и профессиональной реабилитацией потерпевших, не предусмотрены; Методика при определении размера данных платежей в деле о банкротстве применению не подлежит.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 27.01.2005 оставил названное определение без изменения, признав выводы суда первой инстанции правильными.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора определения суда первой и постановления суда кассационной инстанций отделение фонда просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права.
В отзыве на заявление и дополнении к нему конкурсный управляющий просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на заявление и дополнении к нему, возражениях отделения фонда и объяснениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 135 Закона о банкротстве с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон о социальном страховании) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (главы II, IV Закона о социальном страховании).
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Статьями 3, 18 Закона о социальном страховании обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации. Внесение указанных платежей на счет данного Фонда предусмотрено также пунктом 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.
С учетом этого, а также исходя из природы возникших отношений, связанных с возмещением в порядке обязательного страхования вреда, причиненного здоровью работников должника, предъявление отделением фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты по социальному страхованию, к такому должнику от имени Российской Федерации требования по уплате капитализированных платежей следует признать правильным.
В статье 135 Закона о банкротстве использован термин "повременные платежи", однако в названном Законе, равно как и в других федеральных законах, не содержится его толкования.
Поэтому часть 1 статьи 135 Закона о банкротстве не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоит из Закона о социальном страховании, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона о социальном страховании).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о социальном страховании возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Должник, в отношении которого открыто конкурсное производство, по смыслу абзаца четырнадцатого статьи 2, главы VII Закона о банкротстве, пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.
Законом о социальном страховании не предусмотрено уменьшения размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное нарушало бы права отделения фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения фонда перед работниками должника.
Между тем судами не учтено, что, будучи специальным, Закон о банкротстве не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о социальном страховании порядок капитализации соответствующих платежей, вне зависимости от того, являются они ежемесячными либо нет, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 17.11.2000 издало постановление N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктом 2 которого Фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить методику расчета размера таких платежей.
Во исполнение этого постановления Фонд социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, согласованную с указанными органами исполнительной власти и предусматривающую капитализацию средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (вероятных) периодов капитализации, зависящих от пола и возраста потерпевшего, и на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших.
Таким образом, судами первой и кассационной инстанций сделан ошибочный вывод о том, что требование отделения фонда в части, касающейся применения коэффициентов капитализации, и капитализации дополнительных расходов, связанных с медицинской и социальной реабилитацией потерпевших, не может быть включено в реестр требований кредиторов должника.
При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
определение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2004 по делу N А72-4650/02-Ск334-Б и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2005 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Ульяновской области.
Председательствующий А.А.Иванов
|