Постановление Пленума ВАС от 8.04.03 № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ "О несостоятельности (банкротстве")
ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2003 г. N 4
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
В связи с принятием Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон) и в целях правильного
и единообразного применения его положений арбитражными судами Пленум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:
1. Согласно пункту 1 статьи 231 Закона о банкротстве настоящий Закон вступил
в силу (за исключением пункта 3 статьи 231, абзаца одиннадцатого пункта 4 статьи
29 и параграфа 6 главы IX) с 03.12.2002.
Пункт 3 статьи 231 Закона о банкротстве, устанавливающий компетенцию регулирующего
органа в отношении арбитражных управляющих, не являющихся членами одной из саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих, вступил в силу с 02.11.2002.
Параграф 6 главы IX настоящего Закона, посвященный банкротству субъектов естественных
монополий, вступает в силу с 01.01.2005.
2. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о банкротстве действие настоящего Закона
распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий,
учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Таким образом, с 03.12.2002 дела о признании несостоятельными (банкротами) соответствующих
юридических лиц подведомственны арбитражным судам (далее - судам).
3. Согласно пункту 4 статьи 231 Закона о банкротстве в течение года с момента
вступления настоящего Закона в силу судом могут быть утверждены арбитражными
управляющими лица, не сдавшие теоретического экзамена по программе подготовки
арбитражных управляющих, не прошедшие соответствующую стажировку и не являющиеся
членами одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, при условии,
что они ранее имели лицензии арбитражных управляющих, которые не были отозваны
или аннулированы, а также застраховали свою ответственность согласно пункту
8 статьи 20 Закона о банкротстве.
С учетом положений пункта 4 статьи 45 Закона о банкротстве с момента вступления
в силу настоящего Закона судом не могут быть утверждены арбитражные управляющие,
указанные в пункте 6 статьи 20 Закона о банкротстве, а также арбитражные управляющие,
не соответствующие требованиям пункта 5 статьи 20 Закона о банкротстве.
4. При оценке соответствия кандидатуры арбитражного управляющего требованиям
закона с целью его утверждения в качестве соответствующего управляющего судам
следует исходить из того, что установленный абзацем третьим пункта 4 статьи
231 Закона о банкротстве годичный срок стажа может и не представлять собой непрерывный
срок деятельности в качестве соответствующего арбитражного управляющего, а складываться
из отдельных менее продолжительных сроков.
В случае исполнения обязанностей арбитражного управляющего одновременно в отношении
двух или нескольких должников срок деятельности в качестве арбитражного управляющего
не может складываться из соответствующих одновременных периодов деятельности
такого арбитражного управляющего.
5. При наличии отвода в отношении кандидатуры арбитражного управляющего такой
арбитражный управляющий судом не может быть утвержден (абзац четвертый пункта
5 статьи 231 Закона о банкротстве). Отводы кандидатуре арбитражного управляющего
заявляются в процессе судебного заседания по рассмотрению вопроса о его утверждении.
В протоколе судебного заседания указывается о заявленных отводах.
О назначении судебного заседания, в ходе которого должен быть утвержден арбитражный
управляющий, суду следует уведомить соответствующее территориальное подразделение
регулирующего органа для реализации им права на мотивированный отвод предложенных
кандидатур арбитражных управляющих (абзац третий пункта 5 статьи 231 Закона
о банкротстве).
В тех случаях, когда в соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 231 Закона
о банкротстве для утверждения суду представляются три кандидатуры арбитражного
управляющего, а руководитель должника отстранен от должности согласно Федеральному
закону от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее
- Федеральный закон от 08.01.98), право на отвод одной из кандидатур арбитражного
управляющего реализуется представителем учредителей (участников) должника либо
представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия.
6. В соответствии с пунктом 6 статьи 231 Закона о банкротстве с 03.12.2002 судам
при рассмотрении соответствующих вопросов в делах о банкротстве следует учитывать,
что опубликование сведений, которые согласно настоящему Закону подлежат опубликованию,
надлежит производить в "Российской газете", а после определения Правительством
Российской Федерации официального издания - в этом издании. При этом публикации
в указанных изданиях осуществляются как по делам, по которым подлежит применению
Закон о банкротстве, так и по делам, по которым подлежит применению Федеральный
закон от 08.01.98.
7. Если судом разрешается вопрос о введении соответствующей процедуры банкротства
по делам, возбужденным до вступления в силу Закона о банкротстве, то Федеральный
закон от 08.01.98 не подлежит применению при условии, что по таким делам ранее
уже вводилась какая-либо процедура банкротства. Однако при введении в таких
случаях процедуры конкурсного производства в силу специальной нормы закона (пункт
3 статьи 233 Закона о банкротстве) применению подлежит Федеральный закон от
08.01.98, включая положения об очередности удовлетворения требований кредиторов
и правовом положении залогодержателя. При этом следует учитывать, что, поскольку
по делам о несостоятельности отсутствующего должника, возбужденным до 03.12.2002,
по которым не принято решение, никаких процедур банкротства не вводилось, а
также по любым другим делам о несостоятельности, по которым до указанной даты
не введено какой-либо процедуры банкротства, применению подлежит Закон о банкротстве.
По смыслу пункта 2 статьи 227 Закона о банкротстве при отсутствии финансирования
процедур банкротства отсутствующего должника заявления о признании такого должника
банкротом судом возвращаются; дела о признании банкротом отсутствующих должников,
возбужденные до вступления в силу Закона о банкротстве, по которым не принято
решение о признании этого должника банкротом, подлежат прекращению производством.
8. Закон о банкротстве изменил, в частности, правовое положение залоговых кредиторов
и очередность удовлетворения требований кредиторов. Изменение очередности удовлетворения
требований кредиторов при несостоятельности должника не затрагивает установленную
пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации очередность удовлетворения
требований при ликвидации юридических лиц, не связанной с банкротством.
При рассмотрении дел о несостоятельности кредитных организаций следует иметь
в виду, что согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона от 25.02.99 N 40-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" за счет
имущества кредитной организации, составляющего конкурсную массу, в первую очередь
удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной
организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам
банковского счета, а также требования граждан, перед которыми кредитная организация
несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
9. В тех случаях, когда производство по делу возбуждено до вступления в силу
Закона о банкротстве и после вступления настоящего Закона в силу вводилось финансовое
оздоровление и (или) внешнее управление, дальнейшее рассмотрение дела после
окончания процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления осуществляется
в соответствии с настоящим Законом.
10. По смыслу пунктов 4 и 5 статьи 233 Закона о банкротстве при необходимости
утверждения арбитражного управляющего в процедурах банкротства, введенных на
основании Федерального закона от 08.01.98, арбитражный управляющий утверждается
согласно положениям настоящего Закона, в частности статьи 231.
11. Положения пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве распространяются только
на те обязательства, которые возникли до принятия заявления о признании должника
банкротом.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав
и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату
подачи в суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено
настоящим Законом.
Данная норма применима к требованиям тех лиц, которые обратились в суд с заявлением
о признании должника банкротом (статья 42 Закона о банкротстве).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер
денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия судом заявления
о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления
и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей
после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
При применении этой нормы судам следует иметь в виду, что она не распространяется
на случаи определения состава и размера текущих платежей (статья 5 Закона о
банкротстве).
Состав и размер требований, указанных в заявлениях о признании должника банкротом,
поступивших в суд после назначения заседания по рассмотрению обоснованности
требований первого заявителя (пункт 8 статьи 42 Закона о банкротстве), определяются
на дату подачи в суд таких заявлений.
Состав и размер требований кредиторов, заявленных в ходе процедуры наблюдения
(статья 71 Закона о банкротстве), определяются на дату введения процедуры наблюдения.
Порядок определения состава и размера требований, установленный в абзаце втором
пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве, распространяется на требования, срок
исполнения которых наступил до введения процедуры наблюдения, на стадии наблюдения,
финансового оздоровления или внешнего управления и заявленных в последующих
процедурах банкротства. При этом состав и размер требований по денежным обязательствам
и обязательным платежам, возникших до принятия заявления о признании должника
банкротом и заявленных после открытия конкурсного производства, во всех случаях
определяются на дату открытия конкурсного производства (абзац третий пункта
1 статьи 4 Закона о банкротстве) независимо от срока исполнения денежного обязательства
и обязательств по уплате обязательных платежей.
Если срок исполнения по денежному обязательству или обязательному платежу наступил
до введения процедуры наблюдения, а требование заявлено в ходе проведения процедуры
финансового оздоровления или внешнего управления, то состав и размер такого
обязательства или обязательного платежа определяются на дату введения процедуры
наблюдения. Если срок исполнения по обязательству или обязательному платежу
наступил в период наблюдения, а требование заявлено в период финансового оздоровления
или внешнего управления, то состав и размер такого обязательства или обязательного
платежа определяются на дату введения процедуры финансового оздоровления или
внешнего управления.
При введении внешнего управления после финансового оздоровления (статья 92 Закона
о банкротстве) судам следует учитывать, что если срок исполнения по обязательству
или обязательному платежу наступил в период финансового оздоровления, а требование
заявлено в период внешнего управления, то состав и размер такого обязательства
или обязательного платежа определяются на дату введения внешнего управления.
12. Согласно пункту 8 статьи 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий
в течение десяти дней с даты его утверждения судом должен дополнительно застраховать
свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле
о банкротстве.
Непредставление арбитражным управляющим в суд соответствующего документа о дополнительном
страховании в течение десяти дней с даты его утверждения может служить основанием
для рассмотрения в судебном заседании вопроса о его отстранении по ходатайству
лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в арбитражном
процессе по делу о банкротстве, или по инициативе суда.
Арбитражный управляющий извещается судом о месте и дате рассмотрения вопроса
о его отстранении.
13. В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона о банкротстве подготовка дела
о банкротстве к судебному разбирательству проводится судьей арбитражного суда
в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации
(далее - АПК РФ), с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
При подготовке дела о банкротстве судья должен совершить следующие действия:
провести судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя
к должнику (статья 48 Закона о банкротстве); рассмотреть заявления, жалобы и
ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве; установить обоснованность
требований кредиторов в порядке, определенном статьей 71 Закона о банкротстве
(пункт 2 статьи 50 Закона о банкротстве). Кроме того, судья по ходатайству лиц,
участвующих в деле о банкротстве, может назначить экспертизу в целях выявления
признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, принять меры для примирения
сторон (пункт 4 статьи 50 Закона о банкротстве).
14. Поскольку согласно пункту 1 статьи 52 Закона о банкротстве указанные в нем
судебные акты принимаются судом по результатам рассмотрения дел о банкротстве,
то есть этими судебными актами дела о банкротстве заканчиваются по существу,
к обжалованию таких судебных актов часть 3 статьи 223 АПК РФ и статья 61 Закона
о банкротстве не применяются. Все поименованные в пункте 1 статьи 52 Закона
о банкротстве судебные акты пересматриваются по общим правилам раздела VI АПК
РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 223 АПК РФ определения, которые выносятся
арбитражным судом при рассмотрении дел о банкротстве и обжалование которых предусмотрено
АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства, отдельно
от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут
быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней
со дня их вынесения. В таком же порядке обжалуются определения, предусмотренные
пунктом 1 статьи 61 Закона о банкротстве. При этом судам следует иметь в виду,
что данная норма не препятствует дальнейшему пересмотру указанных определений
в кассационном и надзорном порядках, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве,
но не предусмотрены АПК РФ, и в отношении которых не установлено, что они подлежат
обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в течение четырнадцати
дней со дня их вынесения. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной
инстанции в течение четырнадцати дней принимает постановление, которое является
окончательным (пункт 3 статьи 61 Закона о банкротстве). В таком же порядке в
силу прямого указания настоящего Закона обжалуются определение о признании недействительным
решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения
собрания кредиторов (пункт 5 статьи 15 Закона о банкротстве); определение о
продлении срока внешнего управления (пункт 2 статьи 93 настоящего Закона); определение
о продлении срока конкурсного производства (пункт 3 статьи 124 Закона).
15. По смыслу пункта 2 статьи 61 Закона о банкротстве при обжаловании определений,
устанавливающих размер требований кредиторов, арбитражный суд, вынесший определение,
направляет в вышестоящие судебные инстанции в порядке, предусмотренном АПК РФ,
только те материалы дела о банкротстве, которые непосредственно относятся к
спору должника и кредитора (кредиторов) об установлении обоснованности, размера
и очередности требований.
Такой же порядок применяется в случаях обжалования определения о признании недействительным
решения собрания конкурсных кредиторов или об отказе в признании недействительным
решения собрания кредиторов (пункт 5 статьи 15 Закона о банкротстве); определения
о рассмотрении спора между лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником
обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, и административным
управляющим, конкурсными кредиторами, уполномоченными органами (пункт 5 статьи
89 настоящего Закона); определения о признании недействительным полностью или
частично плана внешнего управления (пункт 6 статьи 107 Закона); определения
о рассмотрении разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления
по договору о передаче социально значимых объектов в муниципальную собственность
(пункт 8 статьи 132 Закона); определения о понуждении органа местного самоуправления
к принятию социально значимых объектов (пункт 9 статьи 132 Закона); определения
о разрешении разногласий о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника
(пункт 2 статьи 139 Закона); определения о разрешении разногласий по вопросу
согласования порядка продажи прав требования должника (пункт 3 статьи 140 Закона);
определения о понуждении органа местного самоуправления к принятию имущества,
которое предлагалось к продаже, но не было продано и о правах на которое не
было заявлено учредителями (участниками) должника или собственником имущества
должника - унитарного предприятия (пункт 3 статьи 148 Закона о банкротстве).
16. По смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного
годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных
случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству
конкурсного управляющего. Вопрос о продлении конкурсного производства рассматривается
в судебном заседании.
17. В соответствии с пунктом 2 статьи 190 Закона о банкротстве перечень стратегических
предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса,
к которым применяются правила, предусмотренные параграфом 5 главы IX настоящего
Закона, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному
опубликованию. До опубликования этого перечня нормы Закона о банкротстве, устанавливающие
особенности несостоятельности стратегических предприятий и организаций, применяются
к тем юридическим лицам, которые соответствуют критериям, указанным в пункте
1 статьи 190 Закона о банкротстве.
18. Если мировое соглашение заключается в ходе процедуры банкротства, введенной
в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98, то исходя из смысла пункта
3 статьи 233 Закона о банкротстве при утверждении мирового соглашения суду надлежит
проверить соблюдение процедуры заключения данного мирового соглашения, а также
соответствие его содержания требованиям, установленным в главе VIII настоящего
Закона. В частности, не может быть утверждено мировое соглашение, при заключении
которого не участвовали уполномоченные органы либо решение о заключении которого
со стороны должника, несмотря на то, что это требовалось, было принято без согласования
с органами управления должника, а также в других подобных случаях.
19. Если на стадии наблюдения, введенной по ранее действовавшему закону, полномочия
руководителя должника по определению суда были прекращены и возложены на временного
управляющего, то со стороны должника решение о заключении мирового соглашения
принимает временный управляющий, фактически являющийся руководителем должника.
20. Порядок и последствия пересмотра определений об утверждении мировых соглашений,
а также основания и последствия расторжения мировых соглашений устанавливаются
Законом о банкротстве независимо от того обстоятельства, что соответствующие
мировые соглашения утверждались в условиях действия Федерального закона от 08.01.98.
После вступления в силу Закона о банкротстве к ранее заключенным мировым соглашениям
не могут применяться правила Федерального закона от 08.01.98, касающиеся признания
мировых соглашений недействительными и их расторжения в отношении отдельного
кредитора.
21. Мировое соглашение, заключенное по правилам Закона о банкротстве, распространяется
только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на
дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового
соглашения (пункт 6 статьи 151, пункт 6 статьи 152, пункт 4 статьи 153, пункт
4 статьи 154 Закона).
Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых не включены
в реестр, а также кредиторы по текущим платежам и неденежным обязательствам
вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения
производства по делу без учета условий мирового соглашения в общем порядке.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда РФ
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Секретарь Пленума,
судья Высшего
Арбитражного Суда РФ
А.С.КОЗЛОВА
|