Письмо Президиума ВАС от 15.08.03 № 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 15 августа 2003 г. N 74
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
До внесения соответствующих изменений в действующую редакцию Федерального закона
от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует
арбитражным судам при применении Федерального закона от 26 октября 2002 года
N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике руководствоваться
следующим:
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" и статьей 40 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций" наличие приказа Банка России об отзыве
у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций является
необходимым условием принятия арбитражным судом к рассмотрению заявления о признании
данной кредитной организации банкротом.
Если к моменту рассмотрения вопроса о принятии заявления о признании кредитной
организации банкротом арбитражным судом принято решение о признании недействительным
приказа Банка России об отзыве у кредитной организации указанной лицензии, арбитражный
суд на основании статьи 43 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций" возвращает заявление о признании кредитной организации
банкротом.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской
деятельности" обжалование решения Банка России об отзыве лицензии или применение
мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливает
действия указанного решения и не свидетельствует о сохранении лицензии у кредитной
организации применительно к законодательству о банкротстве.
2. Если приказ Банка России об отзыве лицензии у кредитной организации признается
недействительным после принятия заявления о признании этой организации банкротом,
но до вынесения решения по делу о банкротстве, производство по делу о банкротстве
подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.
Если Приказ Банка России об отзыве лицензии у кредитной организации признается
недействительным после принятия решения о признании этой организации банкротом,
производство по делу о банкротстве кредитной организации продолжается в общем
порядке.
3. В соответствии со статьями 181 и 182 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" в отношении кредитной организации не предусматривается возможность
введения процедуры наблюдения по результатам рассмотрения заявления о признании
кредитной организации банкротом. В связи с этим после введения в действие Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)" (3 декабря 2002 г.) процедура
наблюдения, установленная в действующей редакции Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", при рассмотрении
дел о банкротстве кредитных организаций не подлежит применению.
4. При вынесении определения о принятии заявления о признании кредитной организации
банкротом арбитражный суд на основании абзаца второго пункта 6 статьи 42 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)" назначает дату проведения
судебного заседания, на котором проверяется обоснованность требований заявителя
и исследуется вопрос о наличии или отсутствии признаков банкротства кредитной
организации, позволяющих принять решение о признании ее несостоятельной.
5. В случае вынесения ранее определения о введении процедуры наблюдения арбитражный
суд при получении заявления от лица, участвующего в деле, назначает судебное
заседание для рассмотрения в соответствии с пунктом 1 статьи 182 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)" вопроса о признании кредитной
организации несостоятельной или об отказе в признании ее таковой. При этом в
случае признания кредитной организации несостоятельной и открытия конкурсного
производства кредиторы, чьи требования были включены в реестр требований кредиторов
в ходе процедуры наблюдения, считаются лицами, участвующими в деле, и не должны
предъявлять свои требования повторно.
6. Правило, содержащееся в пункте 2 статьи 35 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций", носит специальный характер по отношению
к положениям статей 15, 42 и 45 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" и означает, что к моменту рассмотрения заявления Банка России
о признании кредитной организации банкротом кандидатура арбитражного управляющего
должна быть в установленный срок предложена Банком России. При этом предложенное
Банком России лицо должно соответствовать требованиям, предъявляемым к арбитражным
управляющим в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)", и иметь аттестат арбитражного управляющего (статья 6 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").
7. Пункт 2 статьи 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций" подлежит применению также в следующих случаях: когда
с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной обращается не
Банк России, а иное лицо; когда в процессе конкурсного производства решается
вопрос о назначении нового арбитражного управляющего.
8. Правило, содержащееся в абзаце втором пункта 1 статьи 6 Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", носит специальный
характер по отношению к положениям Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" и означает, что к моменту рассмотрения заявления о признании
отсутствующей кредитной организации банкротом кандидатура конкурсного управляющего
может быть предложена Банком России из числа служащих Банка России, при этом
на служащих Банка России не распространяются требования, предъявляемые к арбитражным
управляющим в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)".
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|