Карта сайта
Поиск
Главная
Об организации
Общее собрание 2023
Арбитражные управляющие
Информация для вступления в организацию
Стажировка
Обучение
Законодательство о банкротстве
Аккредитация
Запросы о представлении кандидатур
"Вопрос - Ответ" о торгах в электронной форме
Конференции и семинары
Полезные ссылки
Карта сайта
Форум

Журнал Арбитражный управляющий

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о реформе института банкротства

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о реформе института банкротства, следует из базы документов нижней палаты парламента.

Предлагаемые изменения (№1172553-7)   в закон о несостоятельности кардинально меняют процедуру банкротства в России.

1. Законопроект предусматривает отказ от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления в делах о несостоятельности. В результате реформы должны остаться только две процедуры: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация).

2. Для снижения влияния кредиторов на арбитражных управляющих Минэкономразвития, которое готовило проект, предложило изменить их правила отбора. По проекту кредиторы лишаются права предлагать кандидатуру управляющего или саморегулируемую организацию (СРО) управляющих (сейчас это могут сделать те, кто первым подал заявление о банкротстве). Также больше этого права выбора не будет и у собрания кредиторов в ситуации, когда предыдущий управляющий был освобожден или отстранен от работы.

Вместо этого предлагается конкурсный отбор управляющих, в рамках которого СРО выдвигают своих членов для ведения того или иного дела, а победа присуждается случайным образом на основании рейтинга управляющих с учетом балльной системы оценки их прежней работы. Эти баллы учитывают ряд факторов, в частности процент погашения требований кредиторов в делах, которые ранее вел управляющий.

3. Дела о банкротстве распределят между СРО управляющих в зависимости от опыта и размера компенсационного фонда


Правительство РФ предложило поделить должников, проходящих процедуру банкротства, на три группы в зависимости от размера выручки и стоимости активов и назначать в их дела арбитражных управляющих с учетом опыта последних и величины компенсационного фонда саморегулируемой организации (СРО), в которую они входят, устанавливает внесенный в Госдуму законопроект (№1172553-7). 

К первой группе должников, согласно проекту, будут отнесены граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), доход которых за предшествующий год не превышает 800 млн рублей, либо совокупная стоимость активов не превышает 300 млн рублей. Ко второй группе - компании и ИП, у которых эти показатели составляют 2 млрд рублей и 1,5 млрд рублей соответственно, к третьей группе - более крупные должники.

СРО арбитражных управляющих, которые будут иметь право предлагать своих членов для проведения процедуры банкротства должника из той или иной группы, также предлагается разделить на три категории. Организации первой категории вправе предлагать кандидатуру управляющего только для должников первой группы, второй - для должников первой и второй групп, а третьей - для любой.

На включение организации в ту или иную категорию будет влиять количество завершенных ее членами процедур банкротства, число членов и размер компенсационного фонда.

К примеру, для СРО третьей категории минимальный размер компенсационного фонда (формируется из взносов управляющих) будет самым большим - 200 млн рублей, второй - 100 млн рублей, первой - 50 млн рублей. Эти деньги СРО должна будет разместить на эскроу-счете в российском банке, капитал которого составляет не менее 20 млрд рублей (это кредитные организации из топ-50 по размеру собственного капитала, согласно рэнкингу "Интерфакс-100", подготовленному "Интерфакс-ЦЭА").

Сейчас минимальный размер компфонда по закону - 50 млн рублей.

Число членов в СРО первой категории должно быть не менее десяти, второй и третьей - не менее двадцати. Таким образом предлагается серьезно сократить минимально допустимую численность этих организаций (сегодня в СРО должно быть не менее 100 членов).

По поводу этого предложения ранее высказывались прямо противоположные оценки.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) видели в этой идее риск ликвидации системы контроля за деятельностью арбитражных управляющих, возложенного на СРО. "Такое кардинальное снижение численности приведет к тому, что СРО, по сути, превратятся в управляющие компании, в которые арбитражные управляющие будут объединяться из-за общих коммерческих интересов, а кредиторы смогут создавать аффилированные СРО", - говорил в феврале 2020 года "Интерфаксу" вице-президент РСПП Александр Варварин.

Напротив, сокращение минимального количества членов упрощает СРО контроль за их деятельностью, заявлял директор Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ) Кирилл Ноготков. По его мнению, в слишком крупных СРО арбитражные управляющие могут не знать друг друга, но должны друг за друга отвечать (совместно формируют компенсационный фонд, из которого выплачиваются деньги в случае нарушения одним из управляющий - ИФ).

БЫСТРЫЕ ВЫПЛАТЫ ИЗ КОМПФОНДА И ЕГО ПОПОЛНЕНИЕ

Проект упрощает механизм получения денег из компенсационного фонда СРО пострадавшими от действий арбитражного управляющего в рамках дела о банкротстве. Пострадавший сможет получить из фонда средства через 90 дней после вступления в силу акта суда о взыскании убытков за виновные действия управляющего, если ни сам управляющий, ни страховая компания к этому моменту с ним не рассчитается. При этом взыскатель сможет направить исполнительный лист непосредственно в банк, где у СРО открыт счет эскроу.

Впоследствии СРО сможет требовать с управляющего выплаченные деньги.

Сейчас за выплатой из компенсационного фонда пострадавший может обратиться при одновременном соблюдении двух условий: если выплаты по страховке не хватило для покрытия убытков, а управляющий отказался доплачивать. В такой ситуации СРО отводится 60 дней для перечисления денег.

Одновременно правительство РФ обязывает СРО оперативно пополнять компенсационный фонд до минимально требуемого уровня в случае его исчерпания вследствие выплат из него. На это СРО отводится три месяца. Если пополнения не произойдет, то организация либо должна бы она вправе перейти в более низкую группу, либо принять решение о ликвидации.

РЕФОРМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

Проект также сулит арбитражным управляющих реформу системы оплаты труда. Вместо ежемесячного гонорара они будут получать фиксированную плату за всю процедуру банкротства, а процентная составляющая заработка будет зависеть не от размера удовлетворенных требований кредиторов, а от поступившей в конкурсную массу суммы.

Сейчас, например, в конкурсном производстве арбитражный управляющий получает фиксированную оплату в размере по 30 тыс. рублей в месяц. Если же проект обретет статус закона, то вознаграждение составит 100 тыс. рублей за всю процедуру для должника первой группы, 300 тыс. рублей - для второй и 500 тыс. рублей для третьей.

Что касается переменной части вознаграждения, то сейчас управляющему положено 3% от суммы, если кредиторы получили менее четверти от долга, а если более, то 7%. В случае же одобрения задуманной Минэкономразвития реформы управляющий получит 10% от поступившей в конкурсную массу суммы, если ее размер не превышает 1 млн рублей, 7% - если поступило от одного до 10 млн рублей, 5% - от десяти до 100 млн рублей, 2% - более 100 млн рублей (за вычетом затрат на услуги привлеченных управляющим лиц). При этом устанавливается и максимальный размер переменной части гонорара - 50 млн рублей.

4. Правительство РФ намерено переэкзаменовать действующих арбитражных управляющих


Действующие арбитражные управляющие будут обязаны заново сдать экзамен на право заниматься этой деятельностью в течение трех лет с момента вступления в силу закона о комплексной реформе института банкротства, говорится в поступившем в Госдуму правительственном законопроекте (№ 1172553-7).

Таким образом, формула всеобщей переэкзаменовки управляющих оказалась существенно менее жесткой, чем Минэкономразвития хотело ее сделать летом 2020 года (экзамен раз в три года), но не столь мягкой, как обещалось осенью. Тогда замминистра экономического развития Илья Торосов говорил, что экзамен будут пересдавать только те, кто за нарушения в работе был дисквалифицирован.

Кроме разовой, предусмотрены переэкзаменовки для тех управляющих, чьи действия по суду в предшествовавшем году были признаны незаконными, и для "отстающих". Это те управляющие, у кого с момента прошлого экзамена прошло более трех лет и на первый квартал текущего года количество баллов, накопленных по итогам проведенных процедур несостоятельности (начисляются в зависимости от их сложности и возвращенных кредиторам денег - ИФ) было меньше 25% от среднего показателя у коллег (по саморегулируемой организации или в целом по стране, в проекте не уточняется).

Сдавать экзамен управляющим придется по новым правилам. Сейчас его принимают комиссии, которые формируются на условиях равного представительства от Росреестра и образовательного учреждения, проводившего обучение. Они действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Севастополе, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, говорится на сайте Росреестра.

Теперь, как предусматривает проект, за проведение экзамена будет отвечать уполномоченный правительством орган. Он, в свою очередь, сможет переложить эту обязанность на подведомственную ему организацию.

"За прием экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются органом, уполномоченным на проведение экзамена. Предельный размер платы, взимаемой с претендента за прием экзамена, устанавливается регулирующим органом", - говорится в проекте.


Использованы материалы Новостной ленты "Интерфакс"

Copyright © 1989 - 2021 Интерфакс


02.02.2024
Уважаемые члены Союза.
Просим вас ознакомится с обращениями, поступившими в Союз.
29.01.2024
Повышение квалификации в 2024 году.
22.12.2023
Верховный Суд России инициировал изменения в закон о банкротстве
22.12.2023
Повышение квалификации в 2023 году.
22.11.2023
12 декабря 2023 г. Круглый стол «Анализ актуальной судебной практики по торгам в процедурах несостоятельности (банкротства)»
06.10.2021
О предоставлении информации о наличии зарегистрированных самоходных машин за должниками
06.10.2023
16-17 ноября 2023 в Москве состоится форум "БАНКРОТСТВА. НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»


Союз менеджеров и антикризисных управляющих © 2003
Web-дизайн и программирование BELTI - Universal Communications © 2004